Приветствую Вас Гость!
Вторник, 23.04.2024, 13:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сведения

Учебный процесс

Воспитание

Внеурочная работа

Каталоги

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Ученикам

Родителям

Антикоррупция

Учителям

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации педагогов

Медведева Е.А. «Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством урочной и внеурочной деятельности»

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образовании, в Законе «Об образовании в РФ», в Концепции духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Повышение внимания к духовно-нравственному воспитанию учащихся обусловлено необходимостью сплочения общества, возрождения традиционных моральных ценностей российского общества,

 

Мною определены следующие цели воспитательной работы в 5 классах:

 

  1. формирование коллектива через создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и ответственности;
  2. укрепление традиций и заповедей жизни коллектива;
  3. способствовать формированию следующих качеств личности ребёнка:

- интеллигентности;

- высокого уровня культуры поведения и образованности;

- быстрой приспособляемости и адаптивности к социальным изменениям;

- инициативы, предприимчивости, трудолюбия;

- умения владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплины, самоконтроля;

- диалектического мировоззрения, необходимого для ориентации в мире.

 

Хотелось бы остановиться на особенностях урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в 5 классах. Переход учащихся в школу средней ступени, повышение ответственности, увеличение объема учебных занятий, в том числе и дополнительных, начавшиеся физиологические и эмоциональные изменения, делают жизнь пятиклассников нелегкой. В силу своего возраста пятиклассники являются гиперактивными, любознательными, общительными, у них присутствует уважительное отношение  к старшим – родителям и педагогам, они прислушиваются к их словам и советам. Вот с учетом этих и некоторых других особенностей мною была выстроена общая линия по духовно-нравственному воспитанию.

Эта линия содержит в себе следующие направления:

  1. Трудовая деятельность – участие детей в общешкольных и классных трудовых делах (субботники, дежурство по классу, генеральные уборки, помощь). На уроках по обществознанию при изучении тем «Семья», «Труд» подчеркивается необходимость труда в жизни человека, уважение к любому труду, людям различных профессий. Дети размышляют над вопросами: Какой труд почётен? (любой честный труд); Для чего нужно трудиться? (чтобы реализовать свои способности, обеспечить себя и семью); Чем я могу помочь своим родителям? (помощь по дому); они узнают о том, как трудились их сверстники в разное время, учатся ценить возможность иметь свободное время и наслаждаться результатами своего труда. Особенное впечатление произвел на них рассказ «Кормилец» (автор Д.Н. Мамин Сибиряк)
  2. Познавательная деятельность – на уроках истории обязательно поднимаются вопросы отваги, мужества, героизма, предательства (например, обсуждение финикийской колонизации, подвига спартанцев в Фермопильском ущелье, судьбы спасителя Афин – Фемистокла и т.д.), на уроках обществознания обсуждаются вопросы роли человека в обществе, как отдельный человек (взрослый или ребенок) может проявить себя; на уроках факультативного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ставятся вопросы сходства морально-этических, духовно-нравственных норм и принципов различных народов, примеры уважения старших, любви к Родине и т.д. Также проводятся классные часы по этому направлению («Новогодние традиции разных стран мира», «Русские (российские) новогодние традиции в прошлом», «Конвенция о правах ребенка», «Ко дню  Конституции РФ» и другие)  способствует усвоению детьми основных нравственных начал.
  3. Ценностно-ориентировочная деятельность – на уроках истории учащимся предлагается дать оценку тем или иным историческим событиям, личностям, высказать предположение о возможных вариантах поведения и т.п. Такие «исторические разминки» помогают пятиклассникам не просто лучше усвоить материал, но и «раскрасить» его своими чувствами, мыслями, мнениями. Так, учащиеся оценили законы древневавилонского царя Хаммурапи как «очень суровые, но справедливые ко всем»,  высказав мнение, что закон должен быть одинаковым для всех людей; осудили суровые обычаи спартанце при изучении темы «Древняя Спарта», но восхитились мужеством этих воинов при изучении темы «Греко-персидские войны», высказав суждение, что именно воспитание спартанцев как воинов с малых лет, позволило им совершить подвиг. На уроках обществознания учащиеся дают оценочные суждения по темам «Образование. Самообразование», «Отношения со сверстниками». Здесь они учатся не только давать эмоционально-чувственные оценки, но и объяснять свое мнение, аргументировать его. Проведение классных часов о дружбе (обсуждение рассказа А. Власова «Исправленная ошибка», подготовка мини-сочинений о дружбе,  изготовление сердца класса, правил дружбы и т.д.)
  4. Художественно-творческая деятельность – на занятия факультативного курса учащиеся самостоятельно готовят презентации по различным темам: Славянская мифология, Русский костюм, Народы Кавказа. Традиции и обычаи народов Кавказа. Тут следует отметить, что подготовка презентаций не вызывает у учащихся страха не справиться, они делают их с удовольствием и с интересом. Был проведен творческий урок «Праздник белых журавлей», который ребята подготовили практически самостоятельно – изготовили журавликов, выучили песню, репетировали.  В соответствии с заданием по обществознанию ребятами был подготовлен совместный (коллективный) проект «Наш класс». Они самостоятельно организовали работу по сбору. Обработке, оформлению материала, выполнили презентацию, озвучили ее.

Внеурочная деятельность с учащимися позволяет в непринужденной, часто игровой форме научить ребенка основам духовности и нравственности. Происходит это, прежде всего, через общение. Ведение работы по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема общения выводит нас на нравственный облик человека, на общечеловеческие ценности: преклонение перед матерью, высшая ценность – человеческая жизнь, родная земля, дом, семья, право другого человека на собственную уникальность, окружающая нас природа, культурное наследие и т.д. Всё это понять и освоить сразу школьнику трудно. Их постижение идет и на уроках, и в чтении, и благодаря средствам массовой информации. Но если каждый день держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского сообщества, они становятся критериями оценки человеческих поступков.

Работа школьного краеведческого музея позволяет детям заниматься следующим:

  1. оформление и систематизация музейных фондов. Перебирая, прикасаясь к экспонатам, дети учатся бережно относится к историческому наследию, видеть в любом предмете свидетельства эпохи, соотносить увиденное с историей своей семьи. 
  2. подготовка кратких лекций, выступлений. Дети рассказывают о том, что видят, готовят дополнительные сведения, учатся правильно излагать мысли, держаться перед аудиторией

Другими формами внеурочной работы являются экскурсии, посещение музеев, походы, встречи с интересными людьми и профессионалами. Пятиклассники восприимчивы к новым знаниям и новым положительным эмоциям, которые дарят эти походы и встречи.

При духовно - нравственном воспитании необходимо осуществлять тесную связь с семьей учащегося, родителями, а также проводить корректировку индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, индивидуализация процесса воспитания.

Категория: Публикации педагогов | Добавил: admin (14.01.2018)
Просмотров: 811 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: