Приветствую Вас Гость!
Суббота, 27.04.2024, 02:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сведения

Учебный процесс

Воспитание

Внеурочная работа

Каталоги

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Ученикам

Родителям

Антикоррупция

Учителям

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации педагогов

Маренко Т.В. "Воспитание активной гражданской позиции старшеклассников через систему внеклассной работы"

Воспитание активной гражданской позиции старшеклассников через систему внеклассной работы

«Настоящий гражданин –

это Отечества достойный сын»

Н. А. Некрасов

Сегодня целью воспитательной работы ставиться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия.

Являясь приоритетным направлением общественного воспитания, воспитание гражданина ориентировано на непосредственное приобщение юношей и девушек к жизни в обществе через формирование их гражданской позиции.

Выражением гражданской позиции личности являются ее отношения к обществу, деятельности, людям, самой себе.

Гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы индивида, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности. «Научиться жить — значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней»

Гражданское становление подрастающего человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой, поэтому так велика роль школы в формировании гражданской позиции ученика. Гражданское воспитание детей в школе как будущих членов нашего общества, граждан России, составляет основную по масштабу воспитательную задачу и практику в средней школе.

Как добиться решения этой очень сложной задачи - воспитания активной гражданской позиции? Кто должен решать эти вопросы: учитель-предметник или освобождённый классный руководитель? В принципе тут нечего сомневаться: каждый работающий в школе специалист не должен забывать о своей роли в воспитательном процессе. А поскольку на сегодняшний день положение дел в современном образовании таково, что об освобождённом классном руководителе можно только мечтать, классный руководитель, являясь и учителем и воспитателем одновременно, использует любые возможности для гражданского воспитания своих питомцев. Последнее невозможно без формирования у школьников лучших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях.

Создание психолого-педагогические предпосылкок для формирования всех трех компонент гражданской позиции личности является основной воспитательной задачей классного руководителя.

Сегодня много проблем в обществе зависит от межличностных отношений в различных социумах. Наша страна особенная: многонациональный состав населения, различные вероисповедования, различный социальный статус и прочие различия порождают напряжённость в отношениях, а иногда и конфликтные ситуации. Все проблемы, возникающие в обществе, так или иначе, отражаются в жизни подростка, особенно ярко проявляются в школьных коллективах. Как в кривом зеркале отражаются в молодёжной среде все негативные тенденции развития общества.

По словам профессора воспитания Надежды Егоровны Щурковой «Ориентированный на конечную воспитательную цель, классный руководитель должен быть озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка». Поэтому содержанием моей работы по воспитанию активной гражданской позиции в системе внеклассной работы стало совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий и развлечений.

В рамках данной деятельности можно выделить несколько направлений:

1.Формирование духовно-нравственной культуры личности.

 Формирование социальной активности немыслимо без воспитания у школьника понимания окружающих его явлений и обязательно чувства общности с ними. Это чувство сопричастности не возникает без развитого душевного и искреннего интереса к другим людям, без способности сопереживать их радостям и горестям, без сочувствия и сострадания им — без ощущения сопричастной ответственности человека за мир, его окружающий.

Участие в движении  добровольцев «Я- доброволец России».(Закладка капсулы к 100-летию комсомола, День двора и другие городские мероприятия). Мероприятие городской библиотеки к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Цикл бесед с настоятелем храма вмч. Георгия Победоносца  протоиереем Александром Холодным. Театр оперетты.

2. Формирование гражданского отношения к Отечеству

Направление «Патриотическое воспитание» призвано формировать чувство причастности к истории нашей страны, гордости за свое отечество.

В этом году учащиеся 9 б класса посетили замечательное мероприятие, организованное партией «Единая Россия», приуроченное к пятилетию воссоединения Крыма с Россией, которое настолько их вдохновило, что мы вместе с ними  решили провести классные часы в начальной школе и рассказать младшим школьникам об этом знаменательном событии. При этом  выбор пал на первоклассников, согласитесь, задача не из лёгких. Несмотря на некоторое волнение, ведь это самые младшие школьники, классные часы прошли успешно.(подробный рассказ о мероприятии+2 а и 3 а классы, впечатления старшеклассников).

Мероприятия библиотеки: 75-летие Битвы за Кавказ, Блокада Ленинграда(75-я годовщина), мероприятие к 23 февраля.

В планах посетить ветерана Афганистана(30-летие вывода советских войск).

Жизнь постоянно предлагает нам нестандартные ситуации. Подготовить подростка к выбору своего поведения в этих сложных обстоятельствах на уровне моральных рецептов невозможно. Поведение человека в непредвиденной ситуации направляется не столько моральными рецептами, сколько системой нравственных координат человека, то есть того, что он для себя считает возможным и доступным и, наоборот, невозможным и недоступным. Воспитание ответственности за свои поступки, гражданской ответственности, как высшего достоинства человека – трудная задача для всех, кто участвует в учебно-воспитательном процессе.  Решение проблемы возможно лишь общими усилиями семьи, школы, общественных организаций - всего социума.

Достойная жизнь возможна только в том государстве, которое любят ее граждане, на той земле, по которой ходят , которую украшают и берегут, где формируют культуру отношений, знают и гордятся ее историей, хранят память в семейных архивах  и готовы сами взять ответственность и заботу на себя.

Категория: Публикации педагогов | Добавил: admin (01.02.2020)
Просмотров: 306 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: