Публикации педагогов [13] |
Методические рекомендации [1] |
Общая информация [6] |
ФГОС [6] |
Наши достижения [3] |
Информация для учащихся [8] |
Рекомендации родителям [7] |
Социальная служба [1] |
Главная » Статьи » Публикации педагогов |
Работа с литературоведческими и лингвистическими терминами на уроке литературы Появление в нашей школьной жизни единого государственного экзамена по русскому языку и литературе заставило нас, учителей, по-новому взглянуть на работу с текстом, а конкретнее, на работу со словом, особенно в старшей школе. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Я хочу на практике показать, как это делаю я на своих уроках. Практическая часть. 1. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла.
Вопрос к аудитории: откуда эти строки?
(Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»)
2. Что имеет в виду А.С. Пушкин под словами «Петра творенье»? (столица Российской империи город Санкт-Петербург) Назовите средство художественной выразительности (перифраз) А можем мы ещё назвать это риторическим обращением? (да). 3. Прослушайте ещё один отрывок из поэмы:
Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье, Об ней, друзья мои, для вас Начну своё повествованье. Печален будет мой рассказ.
О каком природном явлении говорит автор? (наводнение в Санкт-Петербурге)
4. Кто является главным героем поэмы «Медный всадник»? (памятник на Сенатской площади)
Что символизирует фигура Петра, восседающего на коне? (государственную мощь) что символизирует конь, на котором сидит Пётр? (Россия) Памятник = государственная мощь и вздёрнутая державной рукой Россия.
Заполняем таблицу по вертикали от указанных цифр.
1.намеренное преувеличение (гипербола)
Найдите имя ещё одного героя поэмы (Евгений)
В русской литературе существует такое понятие: «маленький человек». Что обозначает этот термин? Кого можно назвать «маленьким человеком»? Приведите примеры из произведений (Башмачкин «Шинель», чеховские герои). Пушкинский Евгений – маленький человек?
Найдите в тексте средства художественной выразительности.
И он по площади пустой Бежит и слышит за собой - Как будто грома грохотанье - Тяжёло-звонкое скаканье По потрясённой мостовой. И озарён луною бледной, Простёрши руку в вышине, За ним несётся Всадник Медный На звонко-скачущем коне.
Зачитываем отрывки и прикрепляем к соответствующим терминам) Данная педагогическая технология называется «Ковёр».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 973 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |