Приветствую Вас Гость!
Среда, 24.04.2024, 01:57
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сведения

Учебный процесс

Воспитание

Внеурочная работа

Каталоги

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Ученикам

Родителям

Антикоррупция

Учителям

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации педагогов

Ширшова Т.И. "Работа с литературоведческими и лингвистическими терминами на уроке литературы"

Работа с литературоведческими и лингвистическими терминами на уроке литературы

Появление в нашей школьной жизни единого государственного экзамена по русскому языку и литературе заставило нас, учителей, по-новому взглянуть на работу с текстом, а конкретнее, на работу со словом, особенно в старшей школе.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно – художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Я хочу на практике показать, как это делаю я на своих уроках.

Практическая часть.

1.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

 

Вопрос к аудитории: откуда эти строки?

 

(Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»)

 

2.

Что имеет в виду А.С. Пушкин под словами «Петра творенье»?

(столица Российской империи город Санкт-Петербург)

Назовите средство художественной выразительности

(перифраз)

А можем мы ещё назвать это риторическим обращением? (да).

3.

Прослушайте ещё один отрывок из поэмы:

 

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье,

Об ней, друзья мои, для вас

Начну своё повествованье.

Печален будет мой рассказ.

 

О каком природном явлении говорит автор?

(наводнение в Санкт-Петербурге)

 

4.

Кто является главным героем поэмы «Медный всадник»?

(памятник на Сенатской площади)

 

  1. А.С. Пушкин в фигуру медного всадника вкладывает особый смысл. Попробуем разобраться.

  2. Сколько фигур составляют композицию? (две: Пётр и конь).

Что символизирует фигура Петра, восседающего на коне?

(государственную мощь)

что символизирует конь, на котором сидит Пётр?

(Россия)

Памятник = государственная мощь и вздёрнутая державной рукой Россия.

  1. Литературоведческая разминка. Кроссворд.

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняем таблицу по вертикали от указанных цифр.

 

1.намеренное преувеличение (гипербола)

 

  1. перестановка членом предложения (инверсия)

 

  1. последовательность событий по нарастающей или убывающей (градация)

 

  1. скрытое сравнение (метафора)

 

  1. употребление названия одного предмета вместо другого на основании внешней или внутренней связи (метонимия)

 

  1. скрытая насмешка (ирония)

 

  1. назовите фамилию: Максим.... (Горький)

 

Найдите имя ещё одного героя поэмы (Евгений)

 

В русской литературе существует такое понятие: «маленький человек».

Что обозначает этот термин? Кого можно назвать «маленьким человеком»?

Приведите примеры из произведений (Башмачкин «Шинель», чеховские герои).

Пушкинский Евгений – маленький человек?

 

  1. Работа с текстом.

Найдите в тексте средства художественной выразительности.

 

И он по площади пустой

Бежит и слышит за собой -

Как будто грома грохотанье -

Тяжёло-звонкое скаканье

По потрясённой мостовой.

И озарён луною бледной,

Простёрши руку в вышине,

За ним несётся Всадник Медный

На звонко-скачущем коне.

 

 

  1. О чём идёт речь в данном отрывке? (всадник гонится за Евгением)

  2. Почему он за ним гонится? (Евгений обвинил Петра в своих бедах).

  3. Обратите внимание на термины, расположенные на доске (анафора, антитеза, сравнение, олицетворение, риторический вопрос). У меня в руках отрывки из поэмы. Задание будет таким: найти соответствия.

Зачитываем отрывки и прикрепляем к соответствующим терминам)

Данная педагогическая технология называется «Ковёр».

 

  1. Чем заканчивается поэма? (смертью Евгения)

  2. Почему Пушкин именно так заканчивает поэму? (Пётр — государство, которое в своих великих планах не может считаться с интересами отдельного человека. Поэтому возникает противоречие между благом государства и счастьем отдельного человека).

  3. Завершая своё выступление, я хочу задать последний вопрос. Первая часть поэмы «Медный всадник» прославляет личность Петра Первого, передаёт восхищение Пушкина Санкт-Петербургом. А во второй части уже нет прежнего восхищения городам и прославления царя. На каком приёме простроена поэма? (антитеза)

  4. Сюрпризный момент

  5. На этом я заканчиваю, благодарю всех присутствующих за внимание и участие

 

 

 


 

 

Категория: Публикации педагогов | Добавил: admin (20.01.2017)
Просмотров: 973 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: