Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 15:23
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сведения

Учебный процесс

Воспитание

Внеурочная работа

Каталоги

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Ученикам

Родителям

Антикоррупция

Учителям

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации педагогов

Маренко Т.В. "Построение урока иностранного языка с применением здоровьесберегающих технологий"

ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Одним из основных направлений развития общего образования на современном этапе в контексте ФГОС II поколения является сохранение и укрепление здоровья школьников.

Сегодня, в условиях  увеличения учебной нагрузки и современных требований к  образовательному процессу,  проблема сохранения и укрепления здоровья школьников наиболее актуальна. По данным НИИ педиатрии лишь около 12 % учащихся школ практически здоровы. Педагогические исследования показывают, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз . Педиатры обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям.

 Все это указывает на необходимость ориентации системы образования на сбережение и укрепление здоровья школьников, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки  в учебном  процессе и позволяли  добиться положительных результатов в сохранении здоровья школьников.(слайд 2-3)

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка имеет первостепенное значение. Иностранный язык – один из наиболее трудных и серьезных предметов в школе. С первых уроков дети учатся  общаться на английском языке. Им приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Интенсивные занятия требуют от школьников  концентрации  внимания и напряжения сил, именно поэтому основная задача на уроке –  создание атмосферы сотрудничества и взаимоуважения.(слайд 4) Чем комфортнее чувствуют себя дети в процессе обучения, тем выше уровень их успеваемости. Отсутствие напряжения положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка, а доброжелательное, терпеливое и тактичное отношение учителя помогает усвоить разнообразный материал.

На своих уроках я использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают школьникам легко усвоить материал без ущерба для их здоровья и ощутить удовольствие и эмоциональный комфорт от самого процесса получения знаний.

Здоровьесберегающий урок я стараюсь построить с учетом потребностей детей в саморазвитии и приобретении опыта.  Во избежание усталости и перегрузки детей я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, аудирование, устная речь, ответы на вопросы, работа с учебником, творческие и тестовые задания.

Более того, чтобы достигнуть высокой эффективности урока, я всегда учитываю физиологические и психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, их основные потребности в движении, общении, самовыражении, ощущении безопасности, похвале за каждый маленький успешный шаг,  осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями и предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы усталость, чувство страха, боязни и создавали положительный эмоциональный настрой.

 Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. В своей работе я использую смену видов деятельности, дыхательную гимнастику, физкультминутки, игровые, динамические и музыкальные паузы, зрительную гимнастику, релаксацию и эмоциональную рефлексию(слайд 5).

          Важным компонентом успешного урока я считаю доброжелательную и непринужденную обстановку(слайд 6). Использование в самом начале урока шутливых историй, смешных картинок, игрушек настраивает ребят на позитивный лад. Позитивный настрой снижает напряжение и усталость.  В своей работе я часто использую метод «Подари улыбку», поздоровавшись с детьми,  предлагаю: «Lets smile each other one by one and sayI am glad to see you”. Учитель первым начинает цепочку «улыбок», учащиеся поворачиваются и улыбаются своему соседу, передавая таким образом свою улыбку, свое настроение друг другу. Закрепить хорошее настроение ребят помогает песенка на английском языке или интересный ребус. Ученикам удается преодолеть психологический барьер и страх перед возможностью совершения ошибки.

Следующий этап урока - фонетическая зарядка(слайд 7), которая позволяет переключиться на иностранный язык, ввести учеников в атмосферу иноязычного общения и во многом определяет успех всего урока. В фонетическую зарядку я включаю несколько различных упражнений дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика   способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма; повышает возбудимость коры больших полушарий головного мозга, стимулирует работу сердца и нервной системы;  развивает ещё не совершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы  организма. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями.

Каждое занятие включает несколько различных упражнений.

- Упражнение «Шарик». Предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. «You are balloons». На счет 1, 2, 3, 4 дети делают 4 глубоких вздоха «Breathe in!» и задерживают дыхание. Затем на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 медленно выдыхают «Breathe out».

- Отрабатывая английский звук [w], предлагаю детям подуть на воображаемое пламя свечи, губы детей должны быть округлены и слегка выдвинуты вперед. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: we, well, wet, will, wind, window, why, what, white и т.д.

- Отрабатывая английский звук [h], предлагаю детям глубоко и медленно вдохнуть через нос и выдохнуть, отогревая замерзшие руки. Далее этот звук отрабатывается при произношении следующих слов: hi, he, his, hello, how, who, horse, whose, hen, her и т.д.

Формы фонетической зарядки разнообразны: хоровое повторение выученных ранее речевых образцов, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений.

Англичане говорят: «Хорошее начало – это половина дела». Использование «разминки» побуждает учащихся к общению, плавно подводит к новой теме, название которой и цели урока формулируют сами учащиеся с моей помощью.

Детям всегда интересно узнать, о чем сегодняшний урок. Я использую лексическую игру «Как называется наша тема» и предлагаю ученикам самим расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой, соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите: А – 1, В – 2, С – 3 и т.д.

Например: 5, 4, 21, 3, 1, 20, 9, 15, 14 (Education).

Овладение новыми знаниями требует большого умственного и физического напряжения. Чтобы уменьшить негативное влияние учебной нагрузки, необходима смена видов деятельности. По этой причине я считаю целесообразным проведение на каждом уроке физкультминуток(слайд 8) для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки. Самым подходящим временем для проведения физкультминутки является начальный этап утомления –  середина урока.

На данном этапе я провожу музыкальную зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Например:

T. Stand up! (Звучит песенка.)      

Hands up, hands down,                 Clap, clap, clap your hands.

Hands on hips, sit down.               Clap your hands together. (2 times)

          Hands up, to the sides.                   Stamp, stamp, stamp your feet

Bend left, bend right.                     Stamp your feet together. (2 times)

          One, two, three, hop,

One, two, three, stop!

Stand still!

Часто я прошу учеников провести физкультминутку, и они делают это с большим удовольствием, используя самые разнообразные упражнения. При этом учащиеся отрабатывают лексический материал. Например, действия(run, jump, fly)или названия видов  спорта(play  badminton, play football).

Постепенно словарный запас учащихся расширяется и физкультминутки становятся более сложными. Например, изучая тему «Части тела», ребята выполняют разминку под следующее стихотворение:

Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes
Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes

And eyes and ears and mouth and nose
Head, shoulders, knees and toes
Knees and toes

 

Разнообразные стихи и рифмовки для физкультминуток поддерживают интерес учащихся к этому виду деятельности. Дети становятся более дисциплинированными, собранными и организованными, сохраняя высокую работоспособность на протяжении всего урока.

Игра(слайд 9) имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Игра – одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Исследования детских психологов показали, что младшие школьники 50% знаний, умений и навыков получают через игру, а подростки – 20%. Я использую игры для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в мяч имеет несколько вариантов:

- учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч имеет право перевода;

- учащийся выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет 5 англоговорящих стран (видов спорта, частей тела, продуктов питания);

В средней и старшей школе ребятам нравятся ролевые игры. Они дают возможность воссоздания различных отношений, в которые вступают люди в обычной жизни. Например, на уроке в 10 классе по теме «Поговорим о семейных делах» используется ролевая игра «Семейные разногласия», которая очень нравится учащимся. Игра оживляет урок, способствует созданию благоприятного психологического климата, вызывает интерес к изучению иностранного языка, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает мотивацию, влияет на развитие внимания, памяти.

На среднем и старшем этапах обучения возрастает количество программного материала, соответственно увеличивается визуальная нагрузка и неуклонно растет количество детей с плохим зрением. Для снятия напряжения провожу зарядку в виде упражнений для глаз.(слайд 10)

Close your eyes. Open your eyes.

Turn your eyes to the left,

Turn your eyes to the right.

Look up, look down, look around.

Look at your nose,

Look at that rose.

Close your eyes, open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

На уроках на всех уровнях обучения я обязательно использую песни. Песня – один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. С помощью песни заучивается лексика, отрабатывается фонетика языка, практикуются грамматические структуры. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо, если слова песни сопровождаются еще и соответствующими движениями. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или конце урока, когда нужна пауза, чтобы снять напряжение и восстановить работоспособность.

Особое внимание следует уделять окончанию урока. Здесь недопустима спешка. Необходимо, чтобы на все вопросы ученики получили ответы. Использую разнообразные формы домашнего задания, которые носят дифференцированный характер, подробно их комментирую.

Рефлексия – это неотъемлемая часть завершения уроков. Для ее проведения я использую различные приемы. Так, например, в начальной школе в конце урока предлагаю детям вспомнить, чему они должны были научиться и проанализировать свою работу на уроке:

Поработали ребята – оцените результаты.

Сам себе поставь оценку: солнце, тучку, снегопад.

Солнышко – собой доволен. Тучка – я чуть-чуть расстроен.

Снегопад – ну не беда, так бывает иногда.

В средних и старших классах в начале урока раздаю детям грустные и веселые «смайлики», задаю вопросы: «Are you in a good mood? What smile do you choose?», в конце урока эти вопросы повторяются, дети отвечают на них и выбирают смайлики, соответствующие их настроению, также выясняю, что понравилось/не понравилось на уроке, что узнали нового, чему научились.

Главная задача школы – образование. Ее надо решать вместе с другой важной задачей – оздоровлением.

На мой взгляд, здоровьесберегающие образовательные технологии – важнейшие среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье школьников. Их использование способствует укреплению и сохранению здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах, позволяет успешнее овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, преодолевать трудности, предотвращать усталость и утомляемость, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, создает условия для самовыражения учащихся и открывает простор для педагогического творчества.

Категория: Публикации педагогов | Добавил: admin (09.01.2020)
Просмотров: 285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: