Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 16:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Сведения

Учебный процесс

Воспитание

Внеурочная работа

Каталоги

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 417

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Ученикам

Родителям

Антикоррупция

Учителям

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации педагогов

Ярош В.И. «Создание условий для творческого самовыражения учащихся»

Доклад на тему: «Создание условий для творческого самовыражения учащихся».

Практика современной общеобразовательной школы в настоящее время выдвигает целый ряд острых проблем, касающихся увеличения числа детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. За последние 5 лет по данным Госкомстата РФ, число детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось на 20,2 %.

ЗПР–это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Вследствие физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности эта категория учащихся характеризуется дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью на фоне быстрой утомляемости. В системе педагогической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направлять свои усилия под руководством учителя на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

В рамках выявленной проблемы перед современной общеобразовательной школой встает новая задача – организация коррекционно–развивающей среды, т. е. особым образом организованной педагогической деятельности, направленной не только на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств и поведения учащихся данной категории, но и на создание необходимых условий для их личностного развития.

Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это относится ко всем детям и подросткам. А по отношению к детям с проблемами психического развития представляет собой также и весьма значительное корригирующее восстановительное средство. Ориентация на получение какой-либо профессии, знакомство с нею – одна из важнейших задач учителя технологии. Труд способствует воспитанию положительной направленности личности школьника, развитию критического мышления, укреплению навыков самоконтроля и повышению самооценки. Условия современного социума предъявляют высокие требования к уровню всестороннего развития личности. Именно поэтому федеральные государственные стандарты выдвигают как одну из основных задач - развитие у обучающихся универсальных учебных действий и формирование у них ключевых компетенций. Но как сделать так, чтобы у ребенка с ослабленной нервной системой и низкой учебной мотивацией формировался устойчивый интерес к предмету технологии и трудовой деятельности?

 Тема «Игра как средство коррекции неблагоприятных вариантов психического развития и формирования учебной мотивации у детей с проблемами в обучении» в свете обозначенной проблемы очень актуальна. Как показывает наш опыт инновационной деятельности, именно игра в театр создает те необходимые условия, когда ребенок способен успешно усваивать теоретический материал, применять полученные знания на практике и переносить приобретенный опыт в другие сферы жизнедеятельности.

Методы театральной педагогики (ролевую игру или театрализацию) можно использовать практически в любой теме, например, в процессе пошива юбки в шестом классе учитель предлагает игру – «Дом мод». Совместно с педагогом дети обсуждают последовательность изготовления изделия, находят пробелы в знаниях, планируют этапы работы. Такое планирование формирует у учащихся логическое мышление, воспитывает культуру труда, развивает самостоятельность. На каждом занятии учащиеся становятся то модельерами – разрабатывают эскизы к коллекции юбок, то конструкторами – изготавливают выкройки, то закройщиками и швеями. При разработке коллекции проводятся дефиле бумажных кукол. В изготовлении моделей вместо ткани используется цветная бумага, фантики, различная упаковка и другой подручный материал. Эту работу девочки с большим удовольствием выполняют в рамках внеурочной деятельности. В процессе выполнения этой работы у девочек возникает потребность во взаимодействии: обсудить модели коллекции, какой поделочный материал можно использовать при их изготовлении, как организовать демонстрацию моделей и т. п. Интересно проходит показ моделей с помощью кукол. Здесь же обсуждают и оценивают качество выполненных работ, отмечая как их достоинство, так и недостатки. Девочки очень стараются и гордятся, если модель выполнена творчески и со вкусом. Затем роль моделей выполняют сами ученицы. В процессе представлений моделей уходит скованность движений, улучшается осанка, совершенствуется координация движений, приобретается навык держать себя более уверенно, независимо. В итоге учащиеся овладевают навыками шитья, а через роли модельеров, конструкторов моделей знакомятся с профессионально важными качествами этих профессий. Таким образом, с помощью методов театральной педагогики учитель может создать атмосферу творческой самостоятельной деятельности, способствующей развитию познавательных процессов, коммуникативных навыков, связной речи, умению уверенно представлять результаты своего труда.

Продолжая традиции ознакомления с историей русского костюма и декоративно-прикладного творчества, учащиеся изготавливают куклу-оберег, самостоятельно придумывая модели костюма, шьют для нее одежду. Выполненные работы всегда находят свое применение: их можно подарить, украсить интерьер квартиры, представить на выставку декоративно-прикладного творчества. Социальная значимость труда, оценка творческих усилий со стороны родственников, сверстников и педагогов повышает у детей интерес к предмету, развивает мотивацию к творчеству, которое выходит за границы учебной деятельности.

Приобщение подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, является значимой частью трудового, эстетического и нравственного воспитания детей. Изучение национальной культуры дает возможность воспитывать у школьников уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям русского народа, стремление сохранить то ценное, что живет в нашей памяти. Уроки по этому направлению целесообразно планировать в интеграции с другими предметами, особенно с уроками литературы, когда изучаются темы по народному фольклору. Девочки 7-8 классов уже обладают определенными навыками, перед ними можно ставить более сложные задачи, которые успешно выполняются через проектную деятельность. Интегрированный проект по теме «Славянская мифология» выполнялся учащимися в рамках урочной и внеурочной деятельности. Погружение в область старославянских и языческих обычаев, которые до сих пор живы, знакомство с их образами, так заинтересовало учащихся, что было решено подготовить театрализованное действие в виде спектакля для учащихся школы, учителей и родителей. В процессе воплощения своего творческого замысла девушками была проделана колоссальная работа. С педагогом по литературе был разработан сценарий спектакля, на уроках технологии сшиты костюмы для персонажей славянской мифологии по тем эскизам, которые разработали сами девушки, приготовлены декорации, и как итог интеллектуальной деятельности – презентация проекта. Глубокое знакомство со славянскими духами через образы и театральное представление оставило яркое впечатление, как у участников проекта, так и у зрителей.

Возможности использования методов театральной педагогики на уроках технологии безграничны. Осваивая ручные, машинные стежки и строчки, можно сшить одежду сказочным персонажам для школьного тетра, например, к спектаклям по мотивам русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», а потом, в конце урока и самим проиграть фрагменты спектакля. И, несмотря на то, что игровое действие в процессе урока всего пять минут, тем не менее, это доставляет детям удовольствие, развивает речь, сенсомоторику, навыки согласованных действий.

В новом Федеральном государством образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, и организация занятий по этому направлению является неотъемлемой частью образовательного процесса. Учащиеся среднего звена с удовольствием участвуют в общешкольных проектах. На примере общешкольного спектакля «Заюшкина избушка» можно показать принцип организации совместной внеурочной деятельности разновозрастных детей. Героев спектакля, декорации и сам спектакль готовили учащиеся младших классов, а среднее звено – афишу и пригласи- тельные билеты. Урок разработки и изготовления афиши легко вписывается в любой раздел по изучению декоративно - прикладных видов труда. В данном случае афиша была выполнена в лоскутной технике, а пригласительные билеты с помощью компьютерных технологий. Кроме этого, с помощью учителя биологии учащиеся приготовили в форме медиапрезентации для своих младших друзей интересный познавательный материал о жизни и повадках тех животных, которые фигурируют в сказке. Премьера спектакля прошла при полном аншлаге, а потом он был представлен и для родителей учащихся.

Регулярное использование методов театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности, вовлечение учащихся в совместную творческую деятельность, позволяет развивать у обучающихся познавательный интерес, коммуникативные способности, умение ставить перед собой цель и в логической последовательности доводить начатое дело до конца. Но самое главное, о чем хотелось бы сказать особо – это прекрасная возможность организовать внеурочную деятельность, где всем детям интересно, где их труд значим, где каждый может найти себе дело по душе. Как показывает практика, с помощью методов театральной педагогики можно органично интегрировать урочную и внеурочную деятельность учащихся. Причем, и это очень важно, театр помогает организовать творческую деятельность среди учащихся разного возраста. Благодаря этому виду деятельности педагог имеет возможность привлечь к воспитательному процессу много партнеров и единомышленников, в том числе и родителей учащихся.

 

 

 

 

 

 

Категория: Публикации педагогов | Добавил: admin (22.09.2018)
Просмотров: 532 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: